Дальняя авиация работает на полный радиус

Воздушные «стратеги» способны выполнить задачу в любой точке земного шара.

Расположенная в Энгельсе тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия, входящая в ядерную триаду Вооружённых Сил РФ, богата своей историей. И сегодня её личный состав продолжает традиции предшественников, находясь на самых ответственных участках защиты страны. О том, с какими итогами завершает соединение дальней авиации учебный год, и о планах на будущее рассказывает командир дивизии гвардии генерал-майор Олег Пчела.

– Олег Владимирович, расскажите читателям «Красной звезды» о соединении, которым вы командуете. Какой авиационной техникой вооружена дивизия и какие задачи она решает?

– Наша прославленная 22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия родилась 5 марта 1942 года. Тогда, сразу после битвы под Москвой в Великой Отечественной войне, постановлением Государственного Комитета Обороны была сформирована 62-я авиационная дивизия дальнего действия с управлением в городе Рязани. В то время на вооружении соединения стояли тяжёлые бомбардировщики ТБ-3. В том же году с аэродромов Монино и Ногинск в интересах Северо-Западного фронта, а также Западного, Крымского и Воронежского фронтов дивизия начала свой славный боевой путь, за подвиги на котором была награждена орденом Красного Знамени, 13 раз удостаивалась благодарности Верховного Главнокомандующего, а также получила почётное наименование гвардейской.

С тех пор у соединения не раз менялись места дислокации воинских частей.

На вооружении дивизии стояли различные виды авиационной техники, включая самолёты Ли-2. Одними из первых наши предшественники перевооружились на поршневой стратегический бомбардировщик Ту-4, Ту-16, затем на дальние ракетоносцы Ту-22, Ту-22М2.

Экипажи дивизии принимали участие в нанесении авиационного удара по объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.

На данный момент основу нашего самолётного парка составляют стратегические сверхзвуковые ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160, четырёхмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. Основное наше вооружение – ракеты стратегического и оперативно-тактического назначения, авиационные бомбы различного назначения и калибра.

– Каковы итоги боевой подготовки в завершившемся учебном году? Как выполняется план по налёту среди командиров экипажей и молодых лётчиков?

– В 2020 году экипажи Энгельс­ского соединения дальней авиации успешно выполнили план боевой подготовки, включая установленные нормы налёта и задачи по боевому применению. Проведены десятки лётно-тактических и специальных учений с подразделениями и частями соединения.

С большой гордостью в этом году наши самолёты и экипажи дважды принимали участие в параде Победы над Красной площадью 9 Мая и 24 июня.

В августе наши лётчики совершили перелёт с аэродрома Энгельс на самый северо-восточный аэродром нашей страны Анадырь на Чукотке, преодолев при этом около семи тысяч километров.

Читайте также  Росавиация сократила новогоднюю чартерную программу

Завершающим мероприятием стало учение «Кавказ-2020», в ходе которого были успешно выполнены задачи по нанесению бомбового удара самолётами Ту-22М3 по наземным целям, обозначающим объекты условного противника, и отработке взаимодействия с другими родами войск.

В сентябре в рамках учения «Славянское братство – 2020» самолёты Ту-160 и Ту-22М3 отработали практические действия совместно с авиацией Белоруссии.

Сегодня для большинства экипажей длительные полёты на воздушное патрулирование за пределами территории Российской Федерации в нейтральных водах Арктики, Атлантики, Чёрного моря, Тихого океана становятся штатным событием.

Ни для кого не секрет, что экипажи нашего соединения на двух стратегических сверхзвуковых ракетоносцах Ту-160 поставили новый рекорд дальности и продолжительности полёта, преодолев свыше 20 тысяч километров и находясь в воздухе более 25 часов.

– Как вы в этом году организовали ввод в строй молодых лётчиков – выпускников 2019 года, какой практический опыт они уже при­обрели?

– К молодому офицерскому пополнению мы относимся бережно. И одновременно строго. Всем известно, что члены экипажа – это одна семья, где складываются свои традиции и где каждый в ответе за товарища. На практике так и получается – по прибытии лейтенантов в воинскую часть из военного училища за ними закрепляют опытных наставников, которые буквально шаг за шагом контролируют их становление в должности.

Конечно, в первую очередь хочется отметить стремление молодых лётчиков к получению новых знаний, они с нетерпением ждут первого вылета на боевой технике. Но для этого необходимо усвоить очень много нового материала, сдать зачёты по теоретической подготовке, переучиться на тот тип самолёта, на который он назначен. И только потом под руководством старшего наставника он готовится к своему первому практическому вылету.

С недавнего времени молодых лётчиков, которые добились высоких показателей во время учёбы в высших военных заведениях, стали сразу назначать помощниками командира кораблей Ту-160. Поначалу было непривычно видеть вчерашнего курсанта в качестве члена экипажа такой огромной боевой машины, флагмана нашего авиастроения. Как показала практика, это важное и серьёзное решение было оправданным.

Сейчас выпускники 2019 года отрабатывают взлёты и посадки в простых метеоусловиях, технику пилотирования, осваивают взаимодействие с группой руководства полётами, а также действия в нештатных ситуациях.

Самое главное, что молодому поколению есть на кого равняться. 52 Героя Советского Союза и один Герой Российской Федерации были воспитаны в нашем соединении. У молодых авиаторов есть уникальная возможность брать живой пример с нашего знаменитого ветерана дальней авиации, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Василия Васильевича Решетникова. Многие, знаю, хотят быть на него похожими. Его жизненные истории и биография вызывают большой интерес и заставляют военнослужащих всех категорий и возрастов совершенствовать свои навыки.

Читайте также  Росавиация ответила на жалобу пилотов в ICAO

– Экипажи вашего соединения регулярно выполняют задачи воздушного патрулирования. В чём особенность таких полётов и их сложность? Как экипажи учатся преодолевать эти сложности?

– В 2020 году мы выполнили около 10 воздушных патрулирований над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Чёрного и Балтийского морей, Тихого океана. Практически всегда на различных этапах маршрута патрулирования наши самолёты сопровождают истребители иностранных государств.

Честно скажу: такие полётные задания очень интересны, на них назначаются опытные лётчики и штурманы, потому что порой полёт выполняется «крыло в крыло» Кроме того, все полёты проводятся в автономном режиме, в течение длительного времени в режиме радиомолчания. При этом экипажам вменяются различные задачи боевой подготовки: дозаправка топливом в воздухе, взаимодействие с другими объединениями Воздушно-космических сил. Например, с истребительной авиацией и зенитными ракетными войсками, которые ведут перехват самолётов, прикрывают боевые порядки дальней авиации и так далее.

Такие полёты дают экипажам ценный опыт выполнения задач за пределами Российской Федерации, над малоориентирной местностью, в сложных климатических условиях.

– Вы уже упомянули о рекордном полёте самолётов Ту-160. В СМИ это широко освещалось. Сейчас, спустя некоторое время, расскажите, как к полёту готовился экипаж и как полёт складывался?

– Конечно, проводилась тщательная подготовка, был задействован самый опытный лётный и инженерно-технический состав.

Особенностью этого полёта стала трёхкратная заправка в воздухе по 130 тонн топлива каждым Ту-160 от самолётов-заправщиков Ил-78 на высоте более 6 тысяч метров и скорости около 500 километров в час. Подобное количество дозаправок и приём такого объёма топлива в одном полёте на этом типе самолёта выполнялись впервые.

Полётное задание включало более 16 часов полёта в морских специальных костюмах над нейтральными водами центральной части Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Баренцева морей. Честно сказать, в этом костюме чувствуешь себя немного ско­ванным.

Как вы наверняка знаете, на борту судна есть все необходимые условия для комфортного длительного полёта. Бортовое оборудование позволяет приготовить экипажу пищу. Аппарат кипятит воду, можно сделать чай или кофе, имеется духовой шкаф – аналог современной микроволновой печи.

Хочется отметить, что по прибытии на аэродром базирования все члены экипажа в один голос сказали, что были готовы продолжить полёт и дальше, решая поставленные задачи по предназначению.

Читайте также  S7 Airlines соединит Петербург и Аликанте летом

Этот полёт, как, впрочем, и многие другие, показал, что дальняя авиация способна выполнять задачи в любой точке земного шара, лётчики имеют для этого необходимый уровень подготовки, техника исправна, надёжна и готова в любой момент подняться по приказу в небо.

– До того, как возглавить соединение, вы летали на фронтовых бомбардировщиках. Насколько велика разница между ними и стратегическими ракетоносцами, например, в пилотировании? Какой самолёт вам больше нравится и чем?

– Любой военный самолёт можно сопоставить с произведением искусства, помноженное на многократные сложные инженерные расчёты. Что касается вашего сравнения, то типы самолётов настолько разные, что проводить параллель очень сложно. Мне довелось летать на различных типах авиационной техники, включая фронтовой бомбардировщик

Су-24М. Могу с уверенностью сказать, что Ту-160 в сравнении с ним имеет совершенно другую философию, «размах», способы достижения поставленной цели, хотя есть и некоторые сходства: оба могут летать на сверхзвуковой скорости и имеют изменяемую стреловидность крыла.

Если полёт «стратега» может длиться около 15 часов (может быть межконтинентальным), то Су-24М имеет более манёвренные характеристики с продолжительностью полёта в несколько часов.

Хочу заметить, что оба самолёта в равной степени удивили меня своей надёжностью. Что касается личных впечатлений, то могу сказать, что стратегическая авиация включает в себя больше экипажного духа, взаимодействий внутри самолёта при длительных полётах.

– Какие задачи стоят перед соединением в новом учебном периоде?

– Энгельсское соединение дальней авиации будет привлечено к мероприятиям оперативной и боевой подготовки по плану как командующего дальней авиацией, так и вышестоящих органов военного управления. Спланированы лётно-тактические учения с авиационными полками. С отработкой перебазирования на незнакомые оперативные аэродромы, дозаправкой в воздухе, боевым применением авиационных средств поражения и выполнением других задач по предназначению.

Мы продолжим накапливать тот багаж знаний, который у нас имеется, ведь, как сказал упомянутый выше Герой Советского Сою­за, генерал-полковник авиации в отставке Василий Решетников, «дальняя авиация была и остаётся одним из основных дальнобойных высокоточных средств в руках Верховного Главнокомандующего, важным компонентом ядерной триады Вооружённых Сил России и главной ударной силой ВВС России».

Александр Пинчук, «Красная звезда»