Могучие крылья России

23 декабря дальней авиации ВКС РФ исполняется 105 лет.

Как и прежде, основное внимание в повседневной деятельности дальней авиации сос­редоточено на подготовке органов управления, соединений и воинских частей к выполнению задач мирного и военного времени, в том числе на качественном проведении различных учений. О результатах боевой учёбы в завершившемся учебном году и многом другом в преддверии профессионального праздника авиаторов-стратегов «Красной звезде» рассказал командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобалаш.

– Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой сегодня дальняя авиация, в чём её особенность и отличия от других родов авиации.

– Дальняя авиация – это объединение Военно-воздушных сил, входящее в состав ВКС России и организационно включающее в себя соединения, авиационные полки, Центр боевого применения и переучивания, а также другие части и подразделения. Особенность дальней авиации в сравнении с другими родами авиации в том, что она является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил России. Кроме того, география полётов дальней авиации – практически весь земной шар. Это полёты в различных физико-географических условиях над акваторией Мирового океана и в разных регионах мира.

В настоящий момент на вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78, учебные самолёты Ту-134 различных модификаций и другие типы авиационной техники.

– Подведите, пожалуйста, итоги боевой подготовки в соединениях и частях дальней авиации за текущий год. Каких результатов удалось достичь? В каких мероприятиях принимали участие экипажи? Какой средний налёт у лётчиков?

– Все задачи боевой подготовки, поставленные главнокомандующим Воздушно-космическими силами, командующим Военно-воздушными силами соединениям и воинским частям дальней авиации на учебный год, выполнены в полном объёме с хорошими и отличными резуль­татами. План подготовки объединения на год выполнен полностью. Со всеми соединениями, частями и подразделениями дальней авиации проведены лётно-тактические учения, с частями и подразделениями обеспечения – тактико-специальные учения. Всего было проведено более 40 учений.

Кроме того, личный состав объединения в течение года принимал участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки по плану вышестоящих органов военного управления, Армейских международных играх и других мероприятиях. Наиболее значимые из них: стратегические командно-штабные учения «Центр-2019» и «Гром-2019», совместное учение «Боевое содружество – 2019» и другие, международный авиа­салон «МАКС-2019» и форум «Армия-2019», всеармейский и международный этапы конкурса «Авиадартс-2019».

Как одну из наиболее важных задач дальней авиации в мирное время хочется отметить выполнение полётов в воздушном пространстве над нейтральными водами в различных регионах земного шара. В течение года полёты выполнялись над акваториями Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого и Индийского океанов, Чёрного, Норвежского, Северного, Балтийского, Японского, Жёлтого и Восточно-Китайского морей.

Читайте также  Киев: успешный перелет

Знаковым мероприятием стали полёты с посадкой стратегических ракетоносцев Ту-160 в ЮАР на аэро­дромах Ватерклоф и Йохан­несбург. Это первый в истории визит дальней авиации на Африканский континент. Кроме того, в июле в акватории Жёлтого и Восточно-Китайского морей впервые было проведено совместное воздушное патрулирование экипажами дальней авиации ВКС России и ВВС НОАК, призванное стать важным этапом военного сотрудничества между Россией и Китаем.

Продолжалась подготовка лётных экипажей, в том числе по наиболее сложным видам (полёты на дозаправку топливом в воздухе, строем, при метеоминимуме погоды). Всего за год экипажи дальней авиации налетали около 20 тысяч часов. Средний налёт на экипаж составил более 100 часов.

– В СМИ широко освещался визит авиагруппы ВКС и экипажей самолётов Ту-160 в ЮАР осенью этого года. Расскажите, с какой целью он проводился, какие задачи решались?

– Основные цели визита – развитие двустороннего сотрудничества и отработка вопросов взаимодействия между ВКС России и ВВС ЮАР. Проведение мероприятия способствовало повышению боевой выучки лётного состава двух стран.

Особенностью выполнения задачи была большая продолжительность полёта над Индийским океаном, в полёте наши самолёты сопровождались истребителями ВВС ЮАР. Все полёты выполнялись с соблюдением международных правил использования воздушного пространства.

Во время визита наши экипажи осуществили продолжительный перелёт, дозаправку в воздухе, посадку на аэродромах Ватерклоф и Йоханнесбург, получили опыт выполнения полётов в удалённых географических районах, взлёта и посадки в условиях высоких температур южных широт, опыт организации взаимодействия с экипажами ВВС ЮАР.

– Как за последние годы расширилась география присутствия дальней авиации? В каких ещё регионах наши стратегические корабли успели побывать?

– Все международные визиты широко освещались СМИ, поэтому отследить географию посещений несложно. Мы побывали в Южной Америке (Венесуэла), Индонезии, Китае и ЮАР.

Кроме того, экипажи дальней авиации регулярно выполняют полёты в полярных широтах, в нейтральных водах Тихого и Атлантического океанов, над прилегающими к территории России морями. Ежегодно проводятся совместные учения стран СНГ с выполнением полётов в Центрально-Азиатском регионе. Ну и конечно, это участие в антитеррористической операции в Сирии.

– Как на лётном составе и авиационной технике сказываются полёты в арктических, средних и южных широтах, а также в районе экватора?

– Безусловно, каждый регион имеет свои физико-географические особенности.

Арктика – это низкие температуры, большие температурные перепады между днём и ночью, затяжные полярные ночи и дни, безориентирная местность и не­устойчивая работа навигационного и радиооборудования в полярных широтах. Экваториальные и южные широты – это жаркий климат, высокая влажность, разрежённый воздух, высокогорные аэродромы.

Читайте также  UTair начинает полёты из Грозного в Мюнхен

Всё это, естественно, накладывает свой отпечаток как на личный состав, так и на технику.

Вместе с тем личный состав дальней авиации успешно справляется со всеми поставленными задачами, а авиационная техника подтверждает свою надёжность и эффективность.

При подготовке к выполнению полётов в таких условиях рассматриваются и оттачиваются все особенности предстоящей работы, решается большое количество задач обеспечения. Глубокая проработка всех аспектов деятельности и тщательная подготовка – это залог успешного решения любой задачи в воздухе.

– В течение трёх лет активно осваиваются арктические широты, аэродромы Анадырь и Воркута. Продолжается ли эта работа сегодня?

– Всё верно. За последние годы у нас впервые экипажи Ту-22М3 выполнили посадку на аэродромах Воркута и Анадырь. Впервые экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 осуществили посадку в Анадыре. В этом году мы эти достижения закрепили. Это стало уже нашей плановой работой. Что касается развития региона, то планами перспективного строительства предусмотрена реконструкция и дальнейшее развитие современной инфраструктуры авиационных частей дальней авиа­ции, расположенных в данном регионе.

– Сейчас активно ведутся работы по воспроизводству самолётов Ту-160 и их развитию, углублённой модернизации самолётов Ту-95МС и Ту-22М3. Чем они будут превосходить имеющиеся на вооружении образцы?

– Все самолёты, стоящие на вооружении дальней авиации, прошли серьёзный путь становления от базовых моделей до современных образцов. Наши стратегические корабли неоднократно модернизировались и совершенствовались.

Практически неизменным остался лишь их внешний облик. А внутри установлены современные авионика, бортовой радиоэлектронный комплекс и другое оборудование. И конечно, изменилось вооружение самолётов, получивших новейшие образцы, в том числе высокоточные. Отмечу, что современные прицельно-навигационные системы, системы управления и вооружение в несколько раз улучшили точностные характеристики поражения целей бомбами и крылатыми ракетами.

– Как выстроена программа подготовки лётного состава дальней авиации? Где обучают курсантов, желающих стать лётчиками и штурманами дальней авиации, на каких машинах они летают, где и как совершенствуют мастерство?

– Наиболее сложной задачей в организации боевой подготовки считается ввод в строй и воспитание молодого лётного состава, прибывающего из авиационных училищ. В авиационных училищах курсанты-лётчики начинают летать с 3-го курса на самолётах типа Л-39, Як-130, Ан-26 и Ту-134УБЛ, штурманы – на Ту-134Ш.

Молодые офицеры после окончания Краснодарского ВВАУЛ (лётчики) и Челябинского филиала Военно-воздушной академии (штурманы) прибывают в строевые части дальней авиации, после чего проходят переучивание на тот тип авиационной техники, на который получили распределение.

Освоив теорию и сдав необходимые зачёты, молодые лётчики приступают к полётам в составе опытных экипажей. Подготовка осуществляется методом «от простого к сложному». После полётов в районе аэродрома молодые лётчики и штурманы допускаются к полётным заданиям по маршруту на боевое применение и другим сложным видам лётной подготовки. Обеспечивается максимальный требуемый налёт на молодого лётчика и штурмана.

Читайте также  Росавиация сократила новогоднюю чартерную программу

– Сергей Иванович, расскажите о задачах, стоящих перед дальней авиацией на будущий год. На что планируется сделать акцент, в каких учениях будете принимать участие?

– Если говорить в целом о задачах дальней авиации, то прежде всего это обеспечение требуемого уровня подготовки органов управления соединений, частей объединения, лётных экипажей, а также личного состава всех категорий к выполнению задач в различных условиях обстановки; поддержание требуемого уровня исправности авиационной техники и боеготовности экипажей.

Кроме того, мы будем продолжать полёты в назначенных районах и акватории Мирового океана, готовить личный состав объединения к совместному выполнению задач с другими видами и родами войск. Приоритетным будет совершенствование подготовки молодых экипажей к выполнению задач по предназначению, освоение лётно-техническим составом соединений и частей поступающих современных образцов вооружения, военной и специальной техники. И разумеется, одной из наиболее важных задач является обеспечение безопасности при проведении мероприятий боевой подготовки и безаварийной лётной работы.

Наиболее значимы для нас в следующем году воздушная часть парада в Москве, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, СКШУ «Кавказ-2020», международный конкурс по воздушной выучке среди лётных экипажей «Авиадартс-2020» и другие.

– Этот год для дальней авиации – юбилейный. Какие мероприятия спланированы в рамках празднования 105-летия, а также 100-летия легендарного командующего дальней авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Василия Васильевича Решетникова?

– Да, на 105-ю годовщину запланирован ряд мероприятий. Среди них – вручение командованию дальней авиации Знамени объединения, поздравление со 100-летним юбилеем Героя Советского Союза, командующего дальней авиацией с 1969 по 1980 год генерал-полковника авиации в отставке Василия Васильевича Решетникова и праздничный концерт, посвящённый празднованию 105-летия со дня образования дальней авиации России.

Мероприятия пройдут 23 декабря в Центральном академическом театре Российской Армии. Накануне празднования состоится возложение цветов у памятника лётчикам дальней авиации.

Отличившиеся военнослужащие будут отмечены и награждены государственными и ведомственными наградами. Праздничные мероприятия пройдут не только в управлении командования дальней авиации. Военнослужащие всех гарнизонов в этот день будут задействованы в них. Запланированы праздничные концерты, чествование ветеранов, возложение цветов в памятных местах.

Александр Пинчук, «Красная звезда»