Boeing 777-300 авиакомпании Cathay Pacific Airways над Гонконгом, рекламный постер компании
Айван Чу (Ivan Chu), генеральный директор авиакомпании Cathay Pacific Airways (IATA: CX), как ожидается аналитиками, 18 января объявит о сокращении рабочих мест, снижении затрат и передачи ближнемагистральных рейсов своему низкобюджетному подразделению.
Причина: 71-летняя гонконгская компания находится под сильным и всё возрастающим давлением конкуренции с материковыми субсидируемыми государством авиаперевозчиками. Подписание соглашения об «открытом небе» между Китаем и Австралией стало дополнительным ударом, снижающим преимущества имевшего на руках все козыри классического перевозчика.
Cathay ещё в октябре объявила об уменьшении полугодовой прибыли и анонсировала пересмотр своей стратегии развития.
Цена акций авиакомпании уже упала до самого низкого уровня со времен мирового финансового кризиса 2009 года, при этом аналитики не рекомендуют их покупать даже на таком локальном минимуме. Считается, что в 2017 году перевозчик покажет свой первый за семь лет убыток.
Стремительный рост китайских конкурентов, особенно China Eastern Airlines (IATA: MU) и China Southern Airlines (IATA: CZ), сопровождается падением цен на билеты, расходы же Cathay Pacific растут из-за роста курса гонконгского доллара по отношению к юаню.
Низкобюджетный конкурент Hong Kong Airlines (IATA: HX), базирующийся в домашнем для Cathay аэропорту Гонконга (IATA: HKG), тоже стремительно расширяет свою сеть по направлениям старого перевозчика и отбирает немалую долю оборота.
Шах дракону
Простых рецептов решения проблем обозреватели не предлагают.
Cathay Pacific имеет низкобюджетное подразделение Cathay Dragon (IATA: KA), однако его затраты сравнимы с показателями материнской компании, как утверждают анонимные источники Reuters. Очевидное, казалось бы, решение с переводом ближнемагистральных рейсов на обслуживание лоукостером может ослабить потерю рыночной доли, но не решит проблемы с сокращением прибыли.
Cathay оказалась пострадавшей стороной при реализации проекта «одна страна, две системы», когда гонконгские компании действуют в условиях относительно свободного рынка, в то время как материковые перевозчики пользуются государственной поддержкой.
Наконец, подписание в октябре 2016 года договора об «открытом небе» между Китаем и Австралией, ключевым рынком для гонконгской авиакомпании, лишило её последнего преимущества. Теперь China Eastern и China Southern предлагают аналогичные маршруты из тихоокеанских аэропортов в Европу и Южную Африку с пересадками в Шанхае и Гуанчжоу, причём способны к быстрому увеличению провозной ёмкости за счёт обладания более крупными самолётами.
Это подтверждает рост провозной мощности: между материковым Китаем и Австралией за пять лет к 2016 году она увеличилась на 61,6%, а между Гонконгом и Австралией за тот же период — всего на 2,6%. Если три года назад три китайских хаба (Пекин, Шанхай и Гуанчжоу) вместе предлагали примерно в три раза меньше пересадочных маршрутов, чем один Гонконг, то теперь их показатели выравниваются.
В то же время, транзитные пассажиры из Австралии и Океании в Европу и ЮАР — это 13,6% бизнеса Cathay Pacific, и эффективных способов удержать свою долю для неё пока никто не озвучивает.