Qatar Airways (QR), национальный перевозчик Катара, собирается купить 25% аэропорта Внуково (VKO).

О сделке в понедельник, 25 марта, в интервью агентству Интерфакс сообщил генеральный директор авиакомпании Акбар Аль-Бакер (Akbar al-Baker) по результатам встречи эмира Катара шейха Тамима бин Хамада Аль-Тани и президента России Владимира Путина в Кремле.

По его словам, перевозчик заключил меморандум о взаимопонимании на приобретение блокирующего пакета, и для завершения сделки теперь остаётся восемь недель. При этом речь идёт о покупке доли в «самом аэропорту», а не в «компаниях, его контролирующих».

Финансовая сторона вопроса пока не раскрывается.

Активы аэропорта объединены в АО Международный аэропорт Внуково (МАВ), доли в котором, согласно СПАРК, распределяются следующим образом:

  • 34,15% — Внуково Альянс (контролируется Виталием Ванцевым и Андреем Скочем),
  • 25% — Росимущество,
  • 15,15% — Сильвани,
  • 12,07% — ЗАО ВИК,
  • 2,41% — АО АНК (согласно изданию Ведомости, три последние компании подконтрольны Внуково Альянс).

Выручка по результатам 2017 года составила около 3,5 миллиардов рублей, чистый убыток — 227 миллионов рублей.

Авиационная империя Катара

Qatar Airways проводит активную экспансионистскую политику, получая полный или частичный контроль над авиационными активами по всему миру.

Прежде всего, устремления связаны с членами альянса Oneworld: катарский перевозчик приобрёл 9,94% гонконгского конгломерата Cathay Pacific, 10% латиноамериканского LATAM и 20% британо-испанского International Airlines Group. Последним по времени приобретением стал 49%-ный пакет акций и операционный контроль над итальянскими авиакомпаниями Meridiana (IG) и Air Italy, на базе которых Qatar Airways собирается строить нового национального перевозчика Италии вместо перманентно коллапсирующей Alitalia (AZ).

Пока ведомая Акбаром Аль-Бакером компания добивалась успеха везде — кроме США.

В июне 2017 года катарцы попытались приобрести 10%-ную долю в крупнейшей в мире авиакомпании American Airlines (AA) — также члене альянса Oneworld. Однако менеджмент американского перевозчика счёт такого акционера нежелательным — и заблокировал сделку, опираясь на особенности внутренних нормативов организации.

Читайте также  Кортеж с размахом

Американские перевозчики — в числе которых и American — лоббируют введение протекционистских мер в отношении авиакомпаний Персидского залива с 2015 года, обвиняя их в получении суммарно более 50 миллиардов долларов США в виде «незаконных» государственных субсидий от суверенных фондов своих стран. Попытка Аль-Бакера войти в акционерный капитал вызвала волну шума в бизнес-прессе США, основная окраска комментариев к позиции арабских инвесторов была строго негативной.

В результате катарцы отказались от своих намерений — а American Airlines разорвала все двусторонние соглашения с Qatar Airways.

Ранее на эту тему:  Катар не смог войти в American