Стратегический патруль действовал с размахом

Масштабная задача успешно выполнена во взаимодействии дальней авиации, авиации Военно-морского флота и истребительной авиации двух объединений Воздушно-космических сил. При этом все этапы полёта, в том числе дозаправка в воздухе, были отработаны заранее на земле. Одну из групп наших стратегических бомбардировщиков на отрезке маршрута сопровождала пара истребителей F-22A ВВС США. Опыт наших авиаторов, приобретённый в последние годы, позволяет им решать любые задачи по предназначению в небе над Арктикой.

Как пояснил «Красной звезде» командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, задача воздушного патрулирования для командования дальней авиации не нова.

– По плану Генштаба мы такие полёты выполняем регулярно, – сказал он. – Районы патрулирования меняются в зависимости от обстановки и тех задач, которые ставит перед нами Генеральный штаб. При этом, по его словам, полёты 11 мая имели ряд особенностей. – Во-первых, патрулирование выполнялось одновременно в двух районах, – загибает пальцы командующий дальней авиацией. – Во-вторых, задача решалась по единому замыслу и плану Генерального штаба с привлечением дальней авиации и авиации Военно-морского флота при взаимодействии с истребительной авиацией 6-й и 11-й армий ВВС и ПВО. Третьей особенностью можно назвать разработанные для патрулирования маршруты, причём один из них пролегал через Северный полюс. Генерал-лейтенант Кобылаш пояснил, что во время полёта самолёты дальней и морской авиации сопровождались экипажами истребителей МиГ-31 6-й армии ВВС и ПВО и Су-35 11-й армии ВВС и ПВО Воздушно-космических сил. При этом МиГ-31 прикрывали и ракетоносцы Ту-95МС дальней авиации, и противолодочные самолёты Ту-142 Военно-морского флота. Взаимодействие в воздухе группы разнородных сил и средств авиации отрабатывалось заранее. Была проведена заблаговременная подготовка и авиатехники, и личного состава. В ходе 17-часового полёта экипажи Ту-95МС и Ту-142 провели дозаправку топливом в воздухе. При этом места и время их встречи с самолётами Ил-78 для дозаправки, а также её порядок были предварительно определены, отработаны (в том числе в ходе тренировок пеший по-лётному), и никаких сложностей – даже в связи с возникновением турбулентности в районе дозаправки над Арктикой – при выполнении этой задачи не возникло, задействовать резервные силы для выполнения этой задачи не потребовалось. – А вообще разрабатываются определённые варианты, – пояснил генерал-лейтенант Кобылаш. – Если дозаправка по основному варианту по каким-то причинам не может быть выполнена (чаще всего это связано с особенностями метеорологической обстановки – плотные облака, грозовая деятельность, то есть опасные явления погоды), то используется какой-то из других заранее отработанных вариантов дозаправки. Мы или меняем эшелон, или переходим в другие районы, где дозаправка окажется более безопасной. Поэтому случаев срыва и невыполнения дозаправки у нас не было. Одну из групп стратегических ракетоносцев Ту-95МС, летевшую по маршруту патрулирования над нейтральными водами Тихого океана, встретили два истребителя F-22A ВВС США. Они сопровождали наших стратегов порядка 48 минут. Если в предыдущие разы в таких случаях наши самолёты сопровождались 4–5 сменяющими друг друга группами истребителей ВВС Японии, США, Южной Кореи, то в этот раз обозначили себя лишь американцы и только одной парой истребителей. При этом, как сообщили «Красной звезде» командир группы Ту-95МС командир эскадрильи подполковник Александр Манягин и его заместитель, командир экипажа второго ракетоносца Ту-95МС майор Александр Юрасов, держались лётчики F-22A корректно, никаких агрессивных намерений не демонстрировали, лишь обозначали своё присутствие на почтительном, примерно 100 метров, расстоянии. Видимо, учитывали, что наши экипажи выполняли полёт, как всегда, в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств.

Читайте также  Ямал снова открывает рейсы из Жуковского в Таджикистан и не продаёт на них билеты

Как сообщил генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, расчёты наших наземных РЛС, обнаружив приближение к стратегическим бомбардировщикам иностранных истребителей, заранее сообщили экипажам наших самолётов о предстоящей встрече. И уже потом был установлен, как говорят лётчики, визуальный контакт.

«В небе над Арктикой мы чувствуем себя уверенно. Это наш дом»

Кстати сказать, и наша истребительная авиация сопровождает все приближающиеся к нашим границам самолёты ВВС иностранных государств. Поэтому в этой встрече над нейтральными водами наших лётчиков с американцами нет ничего необычного. Вообще, по словам майора Юрасова, в последние годы полёты в этом северо-восточном районе их эскадрилья осуществляет часто, опыт приобретён большой. Так что очередная задача по воздушному патрулированию над знакомыми океанскими просторами особых трудностей не составила. О приобретённом в последние годы значительном опыте лётчиков сказал, комментируя для «Красной звезды» участие в воздушном патрулировании авиации ВМФ, командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов. – Одной из основных задач сформированного в составе Северного флота объединения ВВС и ПВО является гарантированное обеспечение безопасности воздушных границ России в Арктике, – отметил он. – У нас достаточно сил и возможностей для выполнения этих задач. Полёты наших самолётов в арктическом воздушном пространстве не являются чем-то неординарным или сверхъестественным, это повседневная работа, сложная, серьёзная и ответственная. Мы к ней готовы. Об этом же – чуть более подробно, с акцентом на взаимодействие с дальней авиацией ВКС – сказал и командир экипажа Ту-142 отдельной эскадрильи дальней противолодочной авиации 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота подполковник Юрий Кудревич. – Лётчики дальней противолодочной авиации Северного флота хорошо подготовлены к проведению длительных полётов в условиях высоких широт, – заверил он. – В процессе повседневной деятельности экипажи Ту-142 отрабатывают задачи ледовой разведки, полёты на максимальную дальность без дозаправки, задачи по своему основному предназначению в дальней морской зоне.

Читайте также  Взлет гарантируется

Наши лётчики регулярно выполняют совместные задачи с экипажами дальней авиации ВКС России. Мы успешно отрабатываем взаимодействие в воздухе, дозаправку от танкеров Ил-78 и другие элементы совместной деятельности. В небе над Арктикой мы чувствуем себя уверенно. Это наш дом. Начало трансарктических полётов было положено советскими лётчиками ещё в 30-х годах прошлого века. Сегодня мы не устанавливаем таких рекордов, как Валерий Чкалов и Михаил Громов, но повторять их достижения можем в повседневном режиме.

Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик

Максимальная взлётная масса – 195 т

Максимальная скорость – 830 км/ч

Практическая дальность – 10 500 км

Максимальная боевая нагрузка – 20 800 кг

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда»